Костел Девы Марии Ангельской и монастырь францисканцев был построен в 1635 г. в стиле раннего барокко. Основан он на средства Сюзанны и Евстафия Курч, которые пригласили монахов-францисканцев в Занеманское предместье. В 1635 г. соорудили небольшой деревянный костел, который во время войны в 1659 г. был уничтожен. На следующий год было начато строительство трехнефной базилики с колокольней и каменного монастыря.
22 ноября 1744 г. виленский епископ Юзеф Пузына освятил костел Девы Марии Ангельской. В 1759 г. костел перестроили после пожара – был снят большой купол над главным нефом, поднята башня на 4 метра и накрыта малым шлемом в стиле рококо. Средства на перестройку костела, а также на орган пожертвовала мстиславская кастелянша Констанция Лозовая, родом из Юндилов.
В храме имеются три крипты – францисканцев, Юндилов и Огинских. С 1853 г. костел был закрыт, а после восстания 1863 г. монастырь использовался как тюрьма для польских священников и монахов. Как тюрьма монастырь использовался вплоть до 1919 г. В 1991 г. костел был взят под опеку вернувшимися в Гродно францисканцaми.
Костел представляет собой трехнефную базилику с большой полуциркульной апсидой и хорами над входом. Центральный неф и апсида решены как единый объем с общей двускатной черепичной крышей. Более низкие боковые нефы – односкатные. Главный фасад прорезан небольшим полуциркульным входным объемом, членен широкими пилястрами и завершен карнизным поясом. Оформление первого яруса сохранилось с XVII в., а второй и третий ярусы главного фасада, перестроенные в XVIII в., разделены тонкими, близко размещенными лопатками, и завершены треугольным фронтоном. Боковые фасады и апсида имеют лучковые и прямоугольные окна, расчленены сдвоенными лопатками и завершены карнизными поясами.
Центральный неф костела отделен от боковых 6-ю столбами и перекрыт крестовыми сводами. Боковые нефы раскрываются в центральный небольшими арочными проемами и перекрыты цилиндрическими сводами.
В интерьере костела семь алтарей первой половины XVIII – конца XIX веков. Главный алтарь деревянный, выполнен в стиле позднего барокко, имеет двухъярусную композицию, украшен скульптурой и накладной резьбой. Остальные алтари каменные, украшены скульптурами первой половины XVIII., алтарными картинами в серебряных окладах. В правом боковом алтаре находится чудотворная икона Богоматери Ангельской.
К северной стене главного фасада костела пристроена квадратная симметричной композиции 3-ярусная башня-колокольня. Ее первый ярус имеет общую с первым ярусом главного фасада костела пластику XVII в., расчленен широкими пилястрами и карнизными поясами. Второй и третий ярусы перестроены в XVIII в., решены в насыщенной рельефной пластике позднего барокко. Колокольню венчает высокий фигурный шлем.
К южной боковой стене костела примыкает двухэтажный монастырский корпус. Планировка галерейная, коридор проходит по всему периметру здания. В юго-западном углу корпуса находится большой в виде ризалита объем, где были трапезная и библиотека. Первый этаж имеет сводчатые перекрытия, второй – плоские.
В северо-западной части монастыря фрагментарно сохранилась кирпичная ограда высотой 2-3 метра. Ворота перед главным фасадом костела оформлены в стиле барокко, имеют двухъярусную композицию.
С костелом и монастырем францисканцев связаны имена замечательных подвижников католической церкви – св. Максимилиана Кольбе, известного религиозного деятеля, который в 1920-х гг. был монахом этого монастыря и погиб в фашистском концлагере (канонизирован был в 1983г.), а также благословенного отца Мельхиора Фордона.
Видеоролик
События |
Нет событий |