ГОРОДНИЦА: ОТ «ГАЛЕЧИ» ДО «РАСКОШЫ»
Более подробно Сергей Иванович останавливается на личности надворного подскарбия литовского и по совместительству старосты гродненского Тызенгауза и на историческом периоде с 1739 по 1795 гг., так называемого «станиславовского»:
– Король Станислав Август Понятовский (которому, кстати, в следующем году исполняется 290 лет) в то время оказывал очень сильное влияние на музыку, театр, архитектуру – на все искусство в целом. Он имел прекрасное образование, объездил пол-Европы, от Питера до Лондона. Германия, Дания, Британия, Россия – видел многое и многое успел!
Антоний Тызенгауз, к слову, имеет немецкое происхождение, его предки основали город Ригу.
В 1765 году по поручению Станислава Августа он принял управление королевскими экономиями на территории Великого княжества и свои основные усилия сосредоточил как раз на третьей столице Речи Посполитой. Каждый второй сейм Речи Посполитой было принято проводить на территории ВКЛ. Как только дело коснулось Гродно, выяснилось, что «городишко-то маловат». И послов необходимо расселять, и приемы устраивать. Да и королю требовался подобающий уровень. Так возникла идея возведения Городницы вдоль реки Городничанки. Тызенгауз провел на карте линию. Указав на точку, где сейчас находится железнодорожный вокзал, сказал: «Здесь будет корчма «Раскоша» – чтобы люди, приезжая, сразу видели, что город богатый, роскошный». А на том месте, где сегодня стоит облисполком, король отметил другую точку: «А здесь будет корчма «Галеча» («Нищета»). Лишь тут разрешим картежные игры: вошел богатым, вышел нищим».
От «Галечи» до «Раскошы», фактически за городом, были запланированы домики для мастеровой элиты, для королевской медицинской академии, кадетской школы, а также летний и крытый театры, дворцы для Станислава Августа Понятовского и для самого Антония Тызенгауза. Строительство по тем временам было очень быстрым. Без учета мануфактур в городе появилось около 85 зданий. Сегодня, по разным подсчетам, из них осталось лишь 8-9…
До 1780 года усилиями Тызенгауза в Гродно на реках Городничанке и Лососянке фактически был создан промышленный передовой город, «кунштат» (город мастеров), с 23 современными мануфактурами, на которых производили сукно, бархат, погоны, золотые тканые пояса, аналогичные слуцким, кареты, оружие и многое другое. Работали здесь 1328 человек, в том числе 43 иностранных мастера, 600 учеников и около 100 ремесленников. Население города в тот момент составляло около 6000 человек.
Городница превратилась в административный и культурный центр с театром, где выступали лучшие актеры, с медицинско-хирургической академией, школами музыкантов, ветеринаров, строителей и землемеров, кадетским корпусом и даже ботанический садом, заложенным французом Жаном Жилибером. Сюда даже был приглашен Жан Жак Руссо, уже и домик для него подготовили в Жарковщине современного Свислочского района, да, увы, чиновник, которого Тызенгауз отправил за философом, по дороге прогулял все деньги, выделенные на переезд Руссо...
Неизвестно что еще сделал бы энергичный староста для города, но против него выступили магнаты и властные чиновники, которым мешала экономическая политика князя Антония. И к 1780 году их интриги увенчались успехом. Король пришлось решать дилемму между инвестициями в государство и личными доходами. Король выбрал второе, сместив Тызенгауза со всех должностей и отдалив от себя. Экономический крах постиг и Городницу: мануфактуры закрылись, приглашенные мастера, а также учебные заведения, театральная и музыкальная труппы покинули Гродно и… переехали в Поставы.
Тызенгауз похоронен на территории современного городского поселка Желудок Щучинского района.
Памятник ему стоит в Фарном костеле. Здесь же находится и барельеф этому романтику эпохи Просвещения.
«ШЛЯХАМ ТЫЗЕНГАУЗА» НА ВЕЛОСИПЕДЕ
В польской Сокулке также стоит здание, построенное Антонием Тызенгаузом и похожее по архитектуре на гродненское.